Архитектурный комплекс Шейхантаур первоначально состоял из 18 сооружений. Самым главным сооружением комплекса является мавзолей шейха Ховенди ат-Тахура, датированный XIV веком. Внутри мавзолея до сих пор сохранился ствол старинного дерева – саур, который остался от некогда великолепной рощи, считавшейся святой.
Суфийский шейх Ховенди ат-Тахур был потомком династии Курайш, т.е. он принадлежал к семейству пророка Мухаммеда. Ховенди ат-Тахур был великим суфийским исламоведом в XIV веке. Он был последователем исламского поэта Ахмада Яссавий. Мавзолей в его честь был построен уже спустя несколько десятилетий по приказу Амира Темура. Шейхантаур считался одним из покровителей Ташкента того времени.
История возникновения комплекса Шейхантаур уходит в средневековье, когда на территории современного Ташкента, местные жители исповедовали зороастризм. По легенде, Шейхантаур, вернувшись после путешествия по Туркестану, поселился у святого источника, который назывался водой «вечной жизни». У этого источника Ховенди ат-Тахур и завещал себя похоронить. Возле его могилы впоследствии и выросли деревья сауры.
Самая ранняя постройка – это сам мавзолей шейха Ховенди ат-Тахура, впоследствии к мавзолею были пристроены мавзолей Калдыргач-бия, мавзолей Юнус-хана Могулистанкого, чортаки и чилляхона. На территории комплекса также располагались несколько мечетей, столовые, продуктовые лавки и т.д. В начале XX века мавзолей Шейхантаура был частично отреставрирован.
Мавзолей Калдыргач-бия является вторым по размеру мавзолеем на территории комплекса. Мавзолей Калдыргач-бия был построен в XV веке. Мавзолей представляет собой двухкамерное купольное помещение в виде пирамиды на двенадцатигранном барабане. Архитектоника мавзолея не свойственна этому региону, потому что обычно мавзолеи строились в виде куба. Мавзолей построен из жженого кирпича и украшен ганчевыми сталактитами на куполе. Мавзолей Калдыргач-бия считается самым древним памятником, сохранившимся на территории Ташкента.
Внутри мавзолея располагаются четыре зала. Каждый зал состоит из четырех ниш. Залы соединены винтовой лестницей. Под самым большим залом, находится склеп. Мавзолей Калдыргач-бия считается основным местом для паломничества казахов в Узбекистане. По одной из версий, мавзолей был построен в честь казахского бия Толе-бий из династии дулатов.
Толе-бий был одним из тех смельчаков, который остался на родине, несмотря на угрозу нашествия джунгаров. До сих пор неизвестно, кто на самом деле захоронен в мавзолее, и существует много легенд, связанных с тем, кто на самом деле покоится в мавзолее.
Мавзолей Юнус-хана Могистанского был построен в честь Юнуса-хана , правителя Ташкента, который был потомком Чингиз-хана и дедом великого поэта и государственного деятеля Бобура.
Три мавзолея сохранились до наших дней и являются неподдельными эталонами искусного зодчества Узбекистана.