Медресе Кукельдаш считается самым большим медресе в Ташкенте и расположено в старой части города, рядом с местным базаром Чор-су. Медресе было построено в XVI веке по приказу визиря шейбанидского султана Дервиш-хана, у которого прозвище было «кукельдаш», что означает «молочный брат хана».
Медресе состоит из двух этажей с внутренним двором. Медресе было построено из жженого кирпича и украшено цветной майоликой, характерной для этого региона. Большую территорию составляют кельи-худжры, где проживали ученики. По углам располагаются башни-минареты.
К сожалению, основной портал был разрушен с 1886 по 1886 гг. из-за землетрясений и полностью восстановлен только несколько лет назад. Во внутреннем дворе медресе расположились два огромных айвана с огромными порталами. В 1902-1903 гг. медресе было восстановлено на средства местных жителей. Восстановление коснулось главного портала, который был полностью перестроен и на фасаде появился красивый орнамент, но после землетрясения в 1946 году, медресе подверглось разрушению снова и генеральную реставрацию в медресе сделали только во время обретения независимости в Узбекистане.
Как и любой исторический объект, с медресе Кукельдаш связано несколько легенд. Одна из них гласит, что медресе служило местом казни для неверных жен, которых сбрасывали в мешках с самого высокого портала для назидания местных жителей. Другая легенда повествует о фисташковом дереве, выросшем на одном из куполов медресе. Это дерево считалось священным.
В разные времена медресе использовали и как крепость, и место казни, и библиотека и т.д. Например, в XVIII веке медресе использовали как караван-сарай для купцов. В XIX веке в медресе устроили крепость кокандских ханов, на портале которого располагались пушки для обстрела митингующих. Также медресе Кукельдаш служило местом проведения собрания для местных мусульман. В конце XIX века здесь жил великий узбекский поэт Закирджан Фуркат.
Уже в XX веке здесь располагалась выставка с атеистическим наклоном и затем музей узбекских музыкальных инструментов. Стоить заметить, что только недавно медресе вернули статус медресе и сейчас оно действительно является духовным учебным заведением для местных мусульман, т.е. напрямую выполняет функцию, ради которой и возводилось медресе.