Медресе Абдулкасим было построено в XVI веке и располагается между старой и новой частями Ташкента. Комплекс состоял из медресе, мечети и бани. В XIX веке во время реставрации, был достроен второй этаж. В конце XIX века, медресе стало называться медресе Абдулкасимхан-ишан. Данный комплекс включен в список охраняемых исторических памятников Узбекистана. В медресе находятся 20 худжр – комнат, где располагаются мастерские Художественной Академии Узбекистана «Хунарманд».
Каждая мастерская представляет собой мини-выставку работ местных ремесленников, многие из которых являются членами Академии Художеств Узбекистана. Здесь вашему вниманию представлены лучшие уникальные миниатюры, расписанные на дереве, шелке или коже, ювелирные изделия, картины и т.д. Но воистину вас порадует набор необычных шахмат, выполненных в восточном стиле. Многообразие национальных сувениров приятно удивит даже бывалого путешественника.
Абдулкасимхан был последователем учения суфизма Бахауддина Накшбанди и великим мыслителем того времени. Также он прославился благодаря своей благотворительной деятельности, т.е. почти все свои доходы он жертвовал на нужды медресе. Среди народа бытует версия, что в последние дни своей жизни, Абдулкасимхан спас жителей от эпидемии холеры. И произошло эти следующим образом: во время сильной эпидемии в Ташкенте, духовенство собралось и решило принести жертву Аллаху, чтобы этим остановить болезнь. Но на следующий день после молитвенной ночи, Абдулкасимхан заявил, что взял на себя болезнь и принес свою жизнь как жертвоприношение Аллаху. Удивительно, но после того, как Абдулкасимхан умер от холеры, город действительно покинула болезнь. Местное духовенство посчитало, что его смерть смягчила гнев Аллаха, т.к. он считался благочестивым человеком.
Слово «медресе» означает учебное заведение в переводе с арабского языка. Ранее медресе было расписано цитатами из Корана и до наших дней сохранились только две цитаты (бейта) на таджикском языке. Цитаты раскрывают тайну года строительства медресе и значение названия медресе, т.е. считается, что в этом медресе хранится волос пророка Мухаммеда, из-за которого и было решено построить медресе, достойное сохранности такой святой реликвии. Расшифровать тайну строительства медресе, зашифрованного в сохранившихся цитатах, удалось с помощью науки абжад, где буквы арабского алфавита соответствуют определенным цифрам. Отсюда ученые и вычислили год строительства -1849 соответственно. К медресе достраивались несколько сооружений в зависимости от нужд учеников, т.е. позже были возведены две бани, деревянная мечеть с маленьким двориком и фонтаном.
В зависимости от смены династий и политических режимов, медресе носило разные названия. Его называли и Караван Эшон, и Мадина Кози, и Абдулкасим шейх, и Абдулкасим Эшон. Записи, найденные в медресе гласят о том, что медресе подверглось разрушению во время землетрясений в 1897, 1907 и 1966 гг. Главный портал и башни были сильно разрушены, но затем восстановлены, благодаря властям, т.к. медресе являлось одним из крупных духовных заведений того времени. В свое время медресе закончил известный узбекский поэт Абдулла Кодирий, который изучал арабский и персидский в этом медресе.