Пожалуй, самым распространенным народным промыслом в Узбекистане считается гончарное искусство. С давних времен, гончары были очень востребованы, потому что они изготавливали практически все предметы для домашнего быта, начиная от посуды и заканчивая игрушками для детей. В Узбекистане используется два вида керамики: неполивная обожженная терракота и поливная глазурованная керамика. Причем, со временем образовались целые школы гончарного искусства со своими определенными методами обработки керамики. Стоит выделить две основные школы Ферганской долины и Хорезма и Риштана. Ферганские и Хорезмские гончары используют синие, зеленые и белые цвета при оформлении глиняных изделий, а Гиждуванские мастера – красные и коричневые цвета. Поэтому по цветовой гамме, каждый сможет определить ту или иную школу мастера.
Например, самой древней школой гончарного искусства считается Хорезмская. Отличительная черта этой школы – использование геометрического орнамента и майолики, фрагменты которых можно увидеть во время экскурсий по Хиве, ведь местные гончары принимали непосредственное участие при декорировании мемориального комплекса Ичан-калы.
Отдельно стоит выделить именно Риштанскую школу гончарного искусства, изюминкой которой всегда была голубая керамика. Именно Риштанские керамисты считаются потомками родоначальников гончарного искусства в Узбекистане. Причем слава о Риштанских мастерах ходила далеко за пределы современного Узбекистана, т.к. керамика Риштана поставлялась во все страны, пролегающие через Великий Шелковый путь. Современные Риштанские керамисты используют более 300 орнаментов и лучшие экземпляры их работ выставлены в экспозициях музеев во всем мире.
Конечно, каждый орнамент, используемый при украшении, помимо декоративной функции, также имел какое-то магическое значение и до сих пор, каждый мастер использует именно свой «код» при украшении керамики и это код передается четко из поколения в поколение.
Обязательно посетите хоть один дом-музей гончарного искусства в Узбекистане, потому что вы окажетесь в волшебном мире керамики, где каждый отдельный экземпляр является уникальным, и не устаешь удивляться фантазии гончара и если повнимательней приглядеться к каждому узору, то можно попытаться постичь тайну, которую гончар хочет раскрыть через свое изделие.