Мавзолей ходжи Данияра, Даниила или Даниэля находится недалеко от реки Сиаб. Данный мавзолей почитаем тремя религиями, потому что был построен в честь одного великого иудейского пророка Даниэля, который почитаем и в христианстве, и в исламе, и в иудаизме.
История жизни самого Даниила весьма уникальна и насыщена. Будучи потомком иудейского царя Давида, Даниил был пленен Навуходоносором. Но не этот факт удивляет: будучи рабом, ему удалось подняться до уровня придворного советника, ведя при этом праведный образ жизни и оставаясь верным своей религии – иудаизму. Многие клеветники пытались оболгать Даниила, но их усилия оказывались напрасными. Невольно возникает вопрос: каким образом останки иудейского пророка оказались на территории Самарканда? Существует несколько версий и легенд по этому поводу. Одна из них гласит, что мавзолей был построен по приказу Амира Темура, который верил, что останки древнего пророка будут защищать город. Во время покорения Тамерланом города Сузы, произошло одно событие, которое косвенно является подтверждением данной версии.
Амиру Темуру не удавалось покорить город Сузы и пророки того времени сказали, что город до сих пор не сдался, благодаря мощям Даниила. Тогда Тамерлан решил осуществить сделку: он оставляет город, но в обмен местные власти должны были отдать правую руку пророка Даниила. Когда лошадь везла останки святого, по дороге она внезапно остановилась и никто не смог ее сдвинуть. В конце концов было принято решение построить мавзолей именно на этом месте. Легенда гласит, что на этом месте образовался целебный источник, приходя к которому, каждый должен совершить омовение. Но другая версия повествует о том, что останки были перевезены не лошадью, а верблюдом. Обе версии не подтверждены историческими фактами. Но не это привлекает многих паломников к мавзолею. Совсем недавно здесь произошло одно чудо при посещении покойного патриарха Алексия второго в 1997 году, после совершения обряда освящения могилы, вдруг зацвело засохшее фисташковое дерево. Существует еще одна версия, как останки древнего пророка попали в Самарканд: в мемуарах шейха Ходжи Абду-Даруна, датированных XVII веком, описывается, что Даниил в конец жизни поселился в Самарканде. Но другой источник утверждает, что в Самарканде захоронены останки Даниёра, который был сподвижником Куссама ибн Аббаса, одного из распространителей ислама.
Мавзолей Даниила не был популярен среди туристов, потому что сравнительно скромный облик самого мазара не вызывал интерес и в этом сыграла не последнюю роль внешнее убранство самого мазара. Единственный раз данный мавзолей привлек внимание властей в 1946 году, когда был произведен тщательный осмотр в ходе которого выяснилось, что большой размер могильного возвышения не был свойственен постройкам того времени.