Издавна, чеканка всегда ценилась, потому что тонкая работа чеканщиков не устает восхищать. Причем процесс создания чеканки уходит глубоко во времена бронзового века, когда древние ремесленники стали использовать чеканку, как дополнительное украшение во время обработки металла. Первоначально, чеканные украшения являлись предметами культа и использовались в определенных ритуальных процессах. Со временем, процесс чеканки стал усовершенствоваться, и мастера научились изготавливать миниатюры, используемые в ювелирных украшениях, где на смену примитивным орнаментам, пришли уже довольно сложные композиции.
В основном, для чеканки используют медь из-за ее мягкости и пластичности, плюс медь считалась сакральным металлом, обладающим магическими свойствами. Поэтому, именно медные изделия использовали при ритуалах и обрядах, благодаря чему чеканщик пользовался большим авторитетом. Чеканка в Узбекистане стала развиваться с древних времен и техника исполнения совершенствовалась в течении многих веков. Самые ранние чеканные изделия, найденные на территории Узбекистана, датированы IV веком до н.э. Среди находок были ювелирные украшения и ножи.
Как и многие другие ремесла, чеканка стала пользоваться особой популярностью во времена правления Амира Темура, потому что он всячески поощрял развитие народного промысла и чеканкой стали украшать не только ювелирные украшения, но и предметы домашнего обихода – тарелки, кувшины, подносы и т.д. Причем наличие чеканных изделий в доме считалось символом достатка.
Популярность чеканных изделий достигла своего апогея в XVIII-XIX вв. и шедевры, изготовленные в то время, до сих пор входят в экспозицию музеев Узбекистана и Эрмитажа. Самым распространенным узором, используемым при чеканке, считается растительный и геометрический. Инструменты, используемые при чеканке практически не поменялись и до сих пор, чеканщики используют калям – тонкий инструмент для нанесения рисунка, и молоточек. После того, как чеканка нанесена на изделие, его обязательно шлифуют, что придает дополнительный блеск и точность рисунку.
В Узбекистане, техника чеканки разделяется на регионы и мастера из разных городов привнесли что-то новое, что впоследствии и стало определенной изюминкой каждой школы чеканки. Например, бухарские и хивинские чеканщики используют технику «кандкори», которая отличается более глубокой чеканкой с классическими формами и узорами. А ферганские чеканщики придают большее значение самому рисунку, при этом метод чеканки отличался не отличался особой глубиной. Чеканщики из Шахрисабза украшают свои изделия драгоценными камнями и цветным стеклом.
Стоит заметить, что популярность чеканных изделий не утеряла своей актуальности и в наши дни, ведь можно найти изделие на любой вкус и цвет, будь то кувшин или сосуд для вина, или блюдо.