Джума-мечеть в Ташкенте

Фундамент пятничной мечети был заложен в IX веке, после арабского завоевания. По легенде, именно с заложения этого фундамента и началось строительство будущего города «Мадина аш-Шаш» по приказу эмира Яхъя ибн Сада. Место постройки для джума-мечети было выбрано не случайно. Джума-мечеть построили на самом высоком холме.

Первая джума-мечеть, построенная при правлении Яхъя ибн Сада, была полностью разрушена и восстановлена только в XV веке. Второе возведение джума-мечети происходило с 1432 по 1451 гг. Первоначально, мечеть представляла собой форму куба, которая символизировала священную Каабу. За время своего существования, джума-мечеть подвергалась разрушению несколько раз. Особенно сильный урон был нанесен в результате землетрясения в 1868 году.

Отреставрировали мечеть только спустя двадцать лет, благодаря средствам, которые предоставил российский император Александр III. И поэтому мечеть называлась «царской» в течении небольшого периода. В 1997 году было решено полностью перестроить джума-мечеть, потому что она находилась в очень плачевном состоянии. Поэтому, старая мечеть была полностью разрушена и на ее месте построили новую мечеть с тремя куполами, оформленными в современном стиле. Ровно через шесть лет, джума-мечеть предстала совершенно в другом обличье. К сожалению, первоначальный вид джума-мечети был безвозвратно утерян в связи с многочисленными перестройками. На сегодняшний день джума-мечеть в Ташкенте является третьей по величине, уступая первенство только Биби-ханум мечети в Самарканде и Пой-Калян в Бухаре.

Джума мечеть Ходжи Ахрар Вали является основным в ансамбле Регистан, расположенным в старой части Ташкента. Джума-мечеть – единственная в Ташкенте, построенная в соответствии с техникой, используемой в средние века в Центральной Азии, т.е. дворового типа. Ходжа Ахрар Вали являлся потомком пророка Мухаммеда и был великим мыслителем и общественным деятелем того времени. Он поспособствовал отмене налога на территории Мавераннахра и был миротворцем в битвах между соседними городами Самарканда и Ферганы.

Мавзолей Каффал Аш Шаши был построен в честь знаменитого исламского деятеля, имама Абу Бакр Мухаммада ибн Али ибн Исмаила. Каффал Шаши родился в семье простого ремесленника и своим образованием в области мусульманской теологии он обязан успешной учебой в медресе Самарканда, Термеза и Бухары. Каффал Аш Шаши за свою жизнь совершал несколько хаджей в Мекку. Он считался последователем знаменитых исламоведов того времени, такими как Имам Аль Бухари и Мухаммад ат-Термези. Каффал Шаши был не только уважаемым теологом, но и известным поэтом и философом того времени. За всю свою жизнь, Каффал Шаши много путешествовал и вернулся в Ташкент, будучи уже в преклонном возрасте.

До сегодняшних дней сохранилась постройка, датированная 1542 годом и реставрированная при династии Шейбанидов. Мавзолей был построен под руководством ханского архитектора Гуляма Хусаина и представляет собой купольную постройку, называемый «ханака». В те времена, в ханаках располагались приюты для паломников. Позднее в мавзолее достроили мечеть и столовую. Высота главного портала около 12 метров и оформлена решеткой с надписью из Корана «Кто прочтет эту надпись, пусть помолится за меня». Рядом с мавзолеем расположен дом, где жил один из последователей Каффал Шаши – Ходжа Ахрор Вали.

Рекомендуем почитать: Искренний отзыв о туре по Узбекистану от семьи Голенковых (Россия, Орловская область). Мы не любим хвастаться качеством своей работы с туристами, но когда приходят такие искренние отзывы, мы не можем не гордиться собой. С приятными ощущениями от прочтения и в хорошем настроении, мы публикуем отзыв этих хороших людей, которые действительно от всей души влюбились в Узбекистан.
Категория: Достопримечательности Ташкента, Это интересно.